Показатели развития |
Признаки проявления развития коллектива |
Ярко проявляются |
Проявляются |
Слабо проявляются |
Очень слабо проявляются |
Движение к цели, перспективе в социально значимой деятельности |
Коллективная деятельность направлена на реализацию значимых общественных задач и перспектив |
Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив |
Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива |
Коллективная социально значимая деятельность проявляется очень слабо |
Общественные связи |
Коллектив имеет систематические и действенные связи не только внутри школы, но и подшефными коллективами и коллективами шефствующих предприятий |
Систематические действенные связи с другими коллективами существуют в рамках школы |
Связи коллектива с другими коллективами в школе и вне ее эпизодические |
Коллективные общественные связи очень слабы |
Самоуправление |
В классе есть реально действующие органы самоуправления,
в основном самостоятельно и правильно решающие вопросы планирования, организации, регулирования и контроля |
Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям педагогов |
При непосредственно участии и поддержке педагогов |
Существующие органы самоуправления не действуют |
Общественное мнение |
В основном все учащиеся единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности |
Большинство учащихся приходят к правильному решению вопросов |
К правильному решению приходит лишь часть учащихся, преимущественно актив |
Нет действенно общественного мнения, класс безразличен к вопросам коллективной жизни |
Дисциплина и взаимная требовательность |
Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым |
Справедливые, разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся |
Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом |
Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги |
Сотрудничество и согласованность в работе |
Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия, как со своим классом, так и с другими классными коллективами |
Большинство распределяют
между собой работу,
при согласовании действий встречаются затруднения,
но они быстро преодолеваются, работа выполняется успешно |
Работает лишь актив, при согласовании действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды |
В коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку
|
Стремление к общению в свободное время |
К общению стремится каждый, преимущественно с товарищами по классу |
Большинство стремятся к общению и преимущественно общаются с товарищами по классу |
Общается друг с другом незначительная часть учащихся |
Общение очень ограничено |
Дружба и взаимопомощь |
В коллективе наблюдаются доброжелательные отношения в основном между семи, учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг другу |
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения,
но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу |
Наблюдаются иногда конфликты между группами |
Наблюдаются недоброжелательные отношения, есть учащиеся, нуждающиеся в помощи,
но не получающие ее |
Творческое самовыражение личности |
Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции, детские клубы и т.д. |
Большинство учащихся посещают кружки, секции |
Лишь часть учащихся реализует интерес к любимому делу: посещает кружки, секции, клубы и т.д. |
В коллективе не созданы условия для творческого выражения личности |