| ||||||
|
| |||||
"Я и другие"«Мы с тобой одной крови» (Маугли)
Цель: учить позитивно разрешать конфликты, познакомить с чертами толерантной личности. Материал: рабочая тетрадь, ручки, толковый словарь С.И.Ожегова.
Ритуал приветствия. Беседа. - Сегодня я хочу начать наше занятие со сказки: «Гулял как-то заяц по лесу, увидел на дереве яблоко и думает: как бы его сорвать, уж больно высоко висит. В это время пролетала ворона и заяц ей говорит: «Ворона, сорви мне пожалуйста, яблоко». Ворона села на дерево, постучала клювом по ветке и яблоко полетело вниз. В это самое время, под деревом пробегал ежик и яблоко упало прямо на его спинку – щетинку. И он вместе с яблоком побежал дальше. Заяц закричал ему в след: «Ежик, отдай мое яблоко! Это я его первый увидел!» «А я его сорвала, значит оно мое!» - сказал ежик. К этой сказке мы с вами еще вернемся. А сейчас давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием (рисунок своего имени). «Какие интересные получились рисунки и какие мы все разные на них».
Упражнение «Приветствие». (Упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия друг с другом; развитие чувственного восприятия.) Инструкция: вы должны поздороваться за руку друг с другом.
Обсуждение. Пусть каждый из вас скажет: - У кого были самые теплые руки? - У кого были самые мягкие руки? - У кого были самые холодные руки? - У кого были самые жесткие руки? Мы наблюдаем, какие мы все разные: у нас разные не только руки, каждый из нас индивидуален. На одни и те же вопросы мы даем разные ответы.
Упражнение «Различия в шуме». (Знакомство с чертами толерантной личности, развитие слухового восприятия и умения концентрировать внимание.) Инструкция: каждый ребенок получает от ведущего бумагу, на которой написано качество толерантного человека (например, терпение, доброта, уважение, юмор). Одно и то же название получает два-три человека. Одни, например, доброта, другие – терпение и т.д. По сигналу ведущего все одновременно должны крикнуть качество, написанное у него на листке, чтобы объединиться с партнерами в одну группу. Чья группа соберется первой, та считается победителем». Эти качества записываются в рабочую тетрадь. Затем игра повторяется, но на листках написаны другие качества толерантной личности: чуткость, любознательность, уверенность.
Домашнее задание.
Найти в словаре эти слова (чуткость, любознательность, уверенность и т.д.) и записать их значение в рабочей тетради.
Упражнение «Толковый словарь». (Дать определение понятиям путем совместного обсуждения в группе; развивать словарный запас.) Инструкция: «Разделитесь на подгруппы по 3-4 человека и дайте определение следующим понятиям: «дружба», «ссор», «конфликт». Время на подготовку примерно 5 минут». Каждая подгруппа зачитывает свои определения. После чего выводится общее определение всей группы. Затем оно сравнивается с определением из толкового словаря. Дружба – отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Ссора – состояние взаимной вражды, серьезная размолвка. Конфликт – столкновение, серьезное разногласие. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». А сейчас давайте вспомним сказку, прозвучавшую в начале занятия, и в подгруппах попытаемся разрешить конфликт между зайцем, ежиком о вороной. (Участники предлагают варианты разрешения этого спора.)
Упражнение «Разыграй конфликт». (Развитие способности поставить себя на место другого человека; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.) Дети выбирают наиболее типичный конфликт между сверстниками и предлагают различные варианты его разрешения. Затем придумываются и разыгрываются конфликты с участием ребенка и родителей, ребенка и учителей. Об эффективности разрешения конфликта можно судить по самочувствию их участников, отсутствии претензий.
Рефлексия. Итог. Быть толерантным – значит справедливо разрешать споры, конфликты. Ритуал прощания. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |