| ||||||
|
| |||||
"Мы повзрослели"Тема классного часа: "Мы повзрослели"
Цель: знакомить учащихся с особенностями возраста, правилами работы в группе, развивать навыки самопринятия и принятия других; создать благоприятный эмоциональный фон в группе.
Материал: бумага, карандаши, мяч.
Содержание классного часа Ритуал приветствия.
Разминка «Поменяйтесь местами». Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто родился зимой, любит общаться, у кого есть братья, любит мороженое, умеет вязать, умеет играть на гитаре…
Обсуждение правил работы в группе. - Мы сегодня работаем в кругу, где есть свои правила. Давайте с ними познакомимся. 1. Правила равенства. Не имеет значения ни пол, ни успеваемость, ни положение в классе. Мы сидим в кругу, каждый находится на одинаковом расстоянии от центра. 2. Правило активности. Каждый получает столько, сколько вкладывает. 3. Правило безопасности. За пределы круга информация не выносится. 4. Правило принятия. Мы никого не критикуем, нет правильного и неправильного суждения, любое высказывание для кого-то может оказаться важным. 5. Ко всем обращаться по имени.
Беседа о возрастных особенностях подростка
- Сегодня наш классный час назван «Мы повзрослели». Каждый может заметить изменения, происходящие с ним или с другими. У вас сейчас очень интересный период жизни. Активно начинает действовать гипофиз – крошечная железа. В результате в организме происходят большие изменения. Наблюдается большой скачок роста, меняется тембр голоса. Особенно это заметно у мальчиков. Многих начинают беспокоить прыщи. На некоторое время происходит сбой обменных процессов. Чрезмерная активность сальных желез на лице, груди, спине может вызвать закупорку пор и воспаление. Некоторые думают, что надо мало есть. Но эти явления вызываются отнюдь не пищей и сладостями. К счастью, эту проблему можно решать приятным способом: помогает осторожное умывание не менее двух раз в день с использованием хорошего мягкого мыла. Можно применять противоугревые кремы и лосьоны. Зачастую подростки стесняются своих изменений, боятся спросить об этом взрослых. При этом надо знать, что природа установила часовой механизм каждого человека на разное время. Каждый развивается своим темпом. Много сложностей у этого периода и больше говорят о них. Но не забывайте, что в нем заложено огромное положительное воздействие: успокаивает многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делает инфантильных более зрелыми, глупых – более умными, легкомысленных – более предусмотрительными, больных – более здоровыми. Следует отметить такое благотворное воздействие возраста, как проявление одаренности. Кроме физиологических функций, изменяются и психические. Для подростков свойственна реакция группирования. Поэтому каждый становится членом какой-то группы. Группы могут быть разными, в зависимости от состава и целей. Если учесть, что характерной является реакция имитации – подражание моде, речи, манерам, стилю поведения и т.д., то нужно посмотреть, кому собираетесь подражать. Особенно внимательными нужно быть, если вам предлагают или заставляют выполнить противоправное действие, попробовать спиртное или наркотик. Поэтому важно уметь сказать: «Нет».
Упражнение «Нет». Участники сидят в кругу. Каждый вытягивает карточку с заданием (см. приложение). Первый участник передает мяч соседу справа и просит его сделать то, что написано у него в карточке. Задача того, у кого мяч – отказаться. Затем тот, кто отказался, передает мяч соседу и просит его выполнить задание на своей карточке. При этом можно требовать агрессивно, уговаривать, манипулировать. (Характеристики записаны на доске: 1.Отказ-соглашение. - Вы не хотите выпить чаю? - Спасибо, но мне так неудобно Вас затруднять. 2. Отказ-обещание. - Пойдем завтра в театр. - С удовольствием, но завтра у меня занятия в музыкальной школе. 3. Отказ-альтернатива. Пойдем завтра в бассейн. - Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем. 4. Отказ-отрицание. - Ты не хочешь носить короткую юбку? - Нет, я не буду носить короткую юбку, потому что это вульгарно.)
Обсуждение. - Кому было легко сказать «Нет»? - Какая тактика была наиболее успешной? - Наименее успешной? У кого не получилось? Тренинг «Не хочу курить» Сережа недавно начал курить и предлагает Денису. - Закури! - Мне нельзя! - Почему? - Родители увидят! - А мы за угол отойдем! - Я недавно болел! - Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет! - Сказал не буду, значит не буду, мне тренер не разрешает! (Детям предлагается продолжить диалог, а затем предлагается проанализировать.
Вывод - Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Конечно, не заботится. Он хочет поймать мышь. Значит и в жизни нужно быть осторожными, чтобы не оказаться в положении мышки.
Упражнение «Посиделки» Все встают в круг друг за другом и начинают движение в круге. По команде (хлопок ведущего) все одновременно садятся на колени сзади стоящего. Упражнение считается выполненным, если все сидят удобно, никто не падает.
Упражнение «Мы похожи». Участники делятся на две группы. Одна группа организует внутренний круг, другая внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи, (имя)», после чего стоящие во внутреннем кругу шаг к новому партнеру. Продолжается до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Упражнение «Импульс» Выполняется, стоя в кругу, взявшись за руки. Ведущий передает соседу справ «импульс» (пожатием руки), получив его, тот передает импульс соседу справа и так далее, пока «импульс» не возвратится ведущему.
Рефлексия Сегодня мы поговорили о том, что мы повзрослели. Мы узнали некоторые закономерности подросткового периода. Некоторые, возможно, не принимают себя, недовольны собой, ведь это период на пути взросления. Но каждый должен уважать себя. Важно быть самим собой, каждый индивидуален, неповторим, уникален. Один припев у мудрости моей: Жизнь коротка - так дай же волю ей; Умно бывает подстригать деревья, Но обкорнать себя – куда глупей. Омар Хайям.
Итог. Толерантный человек принимает себя, ценит свою индивидуальность. Он уважает мнение других, в то же время способен корректно отстаивать собственную позицию, умеет сказать: «Нет», если это необходимо.
Приложение Ситуации к упражнению «Нет» · Спрятать сумку одноклассника · Поставить в журнал «5» · Вытащить из чужого кармана деньги · Покурить сигарету · Попробовать сомнительные таблетки · Избить кого-то после уроков · Отнять телефон у младшего школьника · Сбежать с уроков · Испортить замок в дверях кабинета · Не выполнить обязанности дежурного · Списать тайно от одноклассника домашнее задание · Испортить стенд в коридоре и т. п. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |