| |||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
Система ученического самоуправленияЧеловек самореализуется в хорошо организованном труде и его результатах Шпалинский В.В.
Основная цель ученического самоуправления, на мой взгляд, – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает мне сделать процесс воспитания в классе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Модель ученического самоуправления в моем классе можно представить следующим образом:
Позиционный блок Мне и моим воспитанникам кажется, самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях: 1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочии приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 5. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 6. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 7. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Организационный блок Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.
Содержательный блок Основные функции органов ученического самоуправления класса:
Классное ученическое собрание Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются. Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Классный ученический совет Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции: анализ; контроль; регулирование;оценка и самооценка.
Нормативно-правовой блок Свою работу мы строим на основных документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
В основу этих документов положены нравственные ценности, отделенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Управленческий блок Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Основные функции управления:
Анализ осуществляется в классном коллективе. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия… Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а я, как классный руководитель, оказываю лишь поддержку начинаниям школьников.
Технологический блок
Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать, радиогазета. Рубрики самые разные:
Газеты выпускаются один раз в месяц. В классе есть свой уголок класса. Он находится на видном месте, на нем помещен основной материал работы отделов. Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности. Кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов». Ребята принимают участие в планировании мероприятий. В конце каждой четверти совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением о лучшем классе. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |